рус
укр
 

Термины

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z     0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Звуковой процессор

— более распространенное название — Акустический процессор (англ. Sound system processor) — электронное устройство или программный комплекс, предназначенный для управления многокомпонентными звукоусилительными системами. Применяется в технике звукоусиления, где требуется большое количество устройств для корректной маршрутизации сигнала, разделения его по частотным полосам и другой обработки в соответствии с применяемыми акустическими компонентами сложной системы и окружающими условиями. Современные акустические процессоры, как правило, имеют все нужные для этого функции, объединенные в один, разумеется, цифровой прибор.
Прежде всего, акустические процессоры (АП) характеризуются наличием определенного количества входов и выходов — это соотношение определяет применимость процессора в конкретных ситуациях. Существует множество конфигураций «входы/выходы» АП: 2/2, 2/4, 2/6, 2/8, 4/8 и т.д. Разумеется, все входы АП оснащены аналого-цифровыми преобразователями, а выходы — цифро-аналоговыми.
Все функции АП организованы в блоки обработки. Важнейший из них — это маршрутизатор (сетевое устройство, которое на основании информации о топологии сети и определённых правил, принимающее решения о пересылке пакетов сетевого уровня между различными сегментами сети), с помощью которого входы определенным образом назначаются пользователем на выходы, создавая таким образом определенную конфигурацию звуковой системы. Ниже приведены основные блоки обработки звуковых сигналов в АП:
  • Блок регулировки уровней сигналов (Level) позволяет настроить уровень сигнала индивидуально для каждого выхода и выхода.
  • Блок задержки (Delay), позволяющий установить определенной длительности задержку индивидуально на каждый вход или выход в случаях, когда компоненты звуковых систем находятся на разных расстояниях относительно слушателя, чтобы выровнять звуковой поток по времени.
  • Блок эквалайзеров (EQ), позволяющий индивидуально настроить частотную характеристику сигналов каждого входа и выхода.
  • Блок кроссоверов (X-Over) находится только в секции выходов. Он позволяет выделить в сигнале каждого выхода определенную частотную полосу и корректно распределить сигнал в многополосных звукоусилительных системах в соответствии с параметрами ее компонентов (сабвуферов, сателлитов и т.д.).
  • Блок компрессора (Comp), позволяющий ограничить динамический диапазон сигналов каждого входа и выхода.

  • Примерами таких процессоров могут служить модели ТМ SVEN: SPD-240, SPD-260, SPD-480, PE-200M, SPV-331.

    ИК

    инфракрасными (сокр. ИК, англоязычное обозначение — IR от лат. infra — ниже и англ. слова red — красный) называют невидимые тепловые лучи с волной более длинной, чем у красных лучей (около 780 нм). ИК (инфракрасные) диоды и фотодиоды повсеместно применяются в пультах дистанционного управления, системах автоматики, охранных системах, беспроводных наушниках и головках CD-проигрывателей и т. п.

    Интерфейс

    (от англ. interface — граница раздела, стык, область контакта или взаимодействия) — совокупность средств и методов взаимодействия между элементами системы. В зависимости от контекста, понятие применимо как к отдельному элементу (интерфейс элемента), так и к связкам элементов (интерфейс сопряжения элементов, связующее звено). Например, клавиатура и мышь являются интерфейсом компьютера в контексте «пользователь — ЭВМ», а адрес электронной почты — коммуникационным интерфейсом пользователя интернета. В широком смысле слова — интерфейс — это определенная стандартами граница между взаимодействующими независимыми объектами. Интерфейс задает параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов. Физический интерфейс — устройство, преобразующее сигналы и передающее их от одного компонента оборудования к другому. Физический интерфейс определяется набором электрических связей и характеристиками сигналов. Когда говорят о физическом интерфейсе, чаще всего речь идёт о компьютерных портах.
    Интерфейс пользователя (пользовательский интерфейс) — элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением. В том числе:
  • средства отображения информации, отображаемая информация, форматы и коды;
  • командные режимы, язык «пользователь-интерфейс»;
  • устройства и технологии ввода данных;
  • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;
  • обратная связь с пользователем;
  • поддержка принятия решений в конкретной предметной области;
  • порядок использования программы и документация на нее.
    Программный интерфейс — система унифицированных связей, предназначенных для обмена информацией между компонентами вычислительной системы. Программный интерфейс задает набор необходимых процедур, их параметров и способов обращения.

    Источник бесперебойного питания (ИБП)

    (англ. UPS, Uninterruptible Power Supply) (укр. Джерело безперебійного живлення (ДБЖ)) — автоматическое устройство, позволяющее подключенному оборудованию некоторое (как правило — непродолжительное) время работать от аккумуляторов ИБП при пропадании электрического тока или при выходе его параметров за допустимые нормы. Кроме того, имеется возможность корректировать параметры (напряжение, частоту) электропитания. Часто применяется для обеспечения бесперебойной работы компьютеров. Может совмещаться с различными видами генераторов электроэнергии.
    Существует три схемы построения ИБП:
  • резервный — используется для питания персональных компьютеров или рабочих станций локальных вычислительных сетей. Практически все недорогие маломощные ИБП, предлагаемые на отечественном рынке, построены по резервной схеме. При выходе электропитания за нормированные значения напряжения или его отсутствии, автоматически переключает подключённую нагрузку к питанию от аккумуляторов (с помощью простого инвертора). При появлении нормального напряжения снова переключает нагрузку на питание от сети. Недостатком данного вида ИБП является несинусоидальный выход и относительно долгое время переключения на питание от батарей. За счет КПД около 99% практически бесшумны и с минимальными тепловыделениями. Не могут корректировать ни напряжение, ни частоту (VFD по классификации МЭК);
  • интерактивный — то же самое, но кроме того на входе присутствует ступенчатый стабилизатор напряжения, позволяя получить регулируемое выходное напряжение (VI по классификации МЭК). Инверторы некоторых моделей интерактивных ИБП выдают напряжение синусоидальной формы вместо прямоугольной или трапецеидальной, как у предыдущего варианта. Время переключения меньше, чем в предыдущем варианте, т.к. осуществляется синхронизация инвертора с входным напряжением. КПД ниже, чем у резервных;
  • он-лайн ИБП (on-line) — используется для питания файловых серверов и рабочих станций локальных вычислительных сетей, а также любого другого оборудования, предъявляющего повышенные требования к качеству сетевого электропитания. Принцип работы состоит в двойном преобразовании (double conversion) рода тока. Сначала входное переменное напряжение преобразуется в постоянное, затем обратно в переменное напряжение с помощью обратного преобразователя (инвертора). Время переключения тождественно нулю. ИБП двойного преобразования имеют невысокий КПД (от 80% до 94%), из-за чего отличаются повышенным тепловыделением и уровнем шума. В отличие от двух предыдущих схем, способны корректировать не только напряжение, но и частоту (VFI по классификации МЭК).
  • Караоке

    (яп. カラオケ караокэ) — устройство, позволяющее петь под заранее записанную музыку (фонограмму). Система Караоке может быть встроенной в разные звуковоспроизводящие устройства, например, в DVD-проигрыватели (HD-1077), усилители (AK-318A) и др.

    Кардридер (кард-ридер)

    (англ. Card reader) — устройство для чтения карт памяти, а также иных электронных карт самого различного назначения. В частности, смарт-карт и флеш-карт. В настоящее время наибольшее распространение имеют универсальные кардридеры, содержащие часто по несколько различных разъёмов и подключаемые по интерфейсу USB к компьютеру общего назначения.

    Клавиатура компьютерная

    — алфавитно-цифровое устройство, представляющее собой набор кнопок (клавиш), предназначенных для управления компьютером или для ввода информации. Как правило, кнопки нажимаются пальцами рук. Расположение клавишей на клавиатуре соответствует принятым стандартам, определяет используемые ключи и генерируемые коды. Большинство современных компьютерных клавиатур имеют стандартный набор из ста четырёх клавиш, а многие из них снабжаются еще и дополнительными клавишами (как правило, другого размера и формы), которые предназначены для упрощённого управления некоторыми основными функциями компьютера (см. Мультимедийная клавиатура).

    КМОП

    (от комплементарная логика на транзисторах металл-оксид-полупроводник; англ. CMOS, Complementary-symmetry/metal-oxide semiconductor) — технология построения электронных схем. В технологии КМОП используются полевые транзисторы с изолированным затвором с каналами разной проводимости. Отличительной особенностью схем КМОП по сравнению с биполярными технологиями (ТТЛ, ЭСЛ и др.) является очень малое энергопотребление в статическом режиме (в большинстве случаев можно считать, что энергия потребляется только во время переключения состояний). Отличительной особенностью структуры КМОП по сравнению с другими МОП-структурами (N-МОП, P-МОП) является наличие как n-, так и p-канальных полевых транзисторов; как следствие, КМОП-схемы обладают более высоким быстродействием и меньшим энергопотреблением, однако при этом характеризуются более сложным технологическим процессом изготовления и меньшей плотностью упаковки. Подавляющее большинство современных логических микросхем, в том числе, процессоров, используют схемотехнику КМОП. В частности она использована в веб-камерах IC-730 Web, IC-780 Web, IC-850 Web, IC-890 Web, IC-920 Web, IC-930 Web, IC-960 Web.

    КНИ

    коэффициент нелинейных искажений (см. также Гармонические искажения) – величина для количественной оценки нелинейных искажений, равная отношению среднеквадратичной суммы спектральных компонентов выходного сигнала, отсутствующих в спектре входного сигнала, к среднеквадратичной сумме спектральных компонентов входного сигнала, иногда используется нестандартизованный синоним — клирфактор (Klirrfaktor — заимств. с нем.). КНИ — безразмерная величина, выражается обычно в процентах. Кроме КНИ уровень нелинейных искажений можно выразить с помощью коэффициента гармоник. Коэффициент гармоник — величина, выражающая степень нелинейных искажений устройства (усилителя и др.), равная отношению среднеквадратичного напряжения суммы высших гармоник сигнала к напряжению первой гармоники при воздействии на вход устройства синусоидального сигнала. Коэффициент гармоник так же как и КНИ выражается в процентах.

    Колесико (колесо) прокрутки

    (англ. scroll wheel) – конструктивный элемент мыши, позволяющий продвигать изображение по экрану при неподвижном указателе; расположено между двумя основными кнопками мыши. Колесико прокрутки мыши и само действие прокрутки содержимого окна также называют скроллингом (англ. Scrolling – перемещение, проф. прокрутка). Наличие одного колеса (или «скролла») между кнопками для вертикальной прокрутки на сегодняшний день является стандартом. Такое колесо может отсутствовать у концептуальных моделей, имеющих для прокрутки иные конструктивы, например, сенсорный скроллинг.

    Комплект акустики 5.0 для домашнего кинотеатра

    (или набор акустических систем в формате 5.0) – это комплект пассивной акустики, состоящий из 5 акустических систем (как правило, двух фронтальных (или полочных), двух тыловых и одной центральной), который подключается к отдельному пятиканальному усилителю соответствующей мощности. Комплекты пассивной акустики 5.0 для домашнего кинотеатра ТМ SVEN можно посмотреть здесь.

    Комплект акустики 5.1 для домашнего кинотеатра

    (или набор акустических систем в формате 5.1) – это комплект активной акустики, состоящий из сабвуфера со встроенным пятиканальным усилителем и 5 сателлитов (как правило, двух фронтальных, двух тыловых и одной центральной колонок). Комплекты активной акустики 5.1 для домашнего кинотеатра ТМ SVEN можно посмотреть здесь.

    Компрессор

    (от англ. compress — сжимать, сдавливать) — это электронное устройство или компьютерная программа, используемое для уменьшения динамического диапазона звукового сигнала, иными словами, компрессор позволяет сделать как можно меньше разницу между самым тихим и самым громким звуком. В подавляющем большинстве компрессоры относятся к профессиональному звуковому оборудованию (см. CLG-208A). На сегодняшний день можно встретить ламповые, транзисторные и цифровые компрессоры.
    Суть работы компрессора состоит в том, что он непрерывно определяет уровень входящего сигнала, и если тот превышает заданное пороговое значение, компрессор его ослабляет на определенную величину (срабатывает). Прибор, имеющий обратный компрессору принцип работы, называется экспандером. Компрессор имеет четыре основных параметра: пороговый уровень, или порог срабатывания (англ. Threshold), соотношение ослабления сигнала компрессора, или глубина компрессии (англ. Ratio), время атаки, или время срабатывания (англ. Attack), время спада, или время восстановления (англ. Release). Практически все компрессоры на выходе имеют усилительный каскад, который позволяет компенсировать ослабление сигнала и получить на выходе «плотный» звук достаточного уровня. Примером такого устройства является CLG-208A.

    Корпуса (чаши) наушников

    основа для крепления динамиков и амбушюров. Между собой корпуса соединяются при помощи оголовья.

    Кроссовер

    (англ. crossover, сокр. х-over, буквально переходное или согласующее устройство) — в электронике: разделительный фильтр (как правило — звуковых частот, например, фильтр многополосной акустической системы) — прибор, разбивающий исходный сигнал на несколько частотных диапазонов таким образом, что каждый из них может быть направлен на соответствующее оборудование (т.е. высокочастотный сигнал — на твиттер, а низкочастотный — на басовые динамики, сабвуфер или вуфер). Пассивный кроссовер для разделения сигнала использует пассивные элементы (катушки индуктивности, ёмкости). Активный кроссовер подключается между микшером и усилителем. (См. примеры активных кроссоверов — AC-123, AC-202S, AC-203S.)

    Крышка-трансформер

    — трансформируемая крышка защищает клавиши клавиатуры во время хранения или транспортировки, а в рабочем состоянии она является удобной подставкой для кистей рук (Liberty 1000, Liberty 2000).

    Лимитер

    (от англ. limit — ограничивать) — так называется компрессор, у которого установлено соотношение «бесконечность:1» и на выходе которого уровень сигнала в любом случае не превышает пороговый уровень (Threshold). Примером использования лимитера является CLG-208A.

    Манипyлятор

    (лат. manipulare — управлять с помощью рук) в компьютере — внешнее устройство компьютера, предназначенное для перемещения курсора на экране дисплея (мышь, тачпад, трекбол, джойстик).

    Манипулятор «мышь»

    (в обиходе просто «мышь» или «мышка») — одно из указательных устройств ввода (англ. pointing device), обеспечивающих интерфейс пользователя с компьютером. Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно — на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Компьютерная программа в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В универсальных интерфейсах (например, в оконных) с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором — указателем — манипулятором элементами интерфейса. Иногда используется ввод команд мышью без участия видимых элементов интерфейса программы: при помощи анализа движений мыши. Такой способ получил название «жесты мышью» (англ. mouse gestures). В дополнение к детектору перемещения, мышь имеет от одной до трёх и более кнопок, а также дополнительные элементы управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, трекболы, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса). Ассортимент компьютерных мышей предлагаем посмотреть на нашем сайте.

    Мембрана

    (лат. membrana — перепонка) — закрепленная по краям перепонка или тонкая пластинка из упругого материала, способная совершать колебания, нужные для улавливания и воспроизведения звуковых волн; применяется в устройствах для измерения давления, телефонах, микрофонах, анероидах и т.п.





    А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
    A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z     0 1 2 3 4 5 6 7 8 9